Евгений Маслов

Авиаконструктор Евгений Маслов

Евгений Маслов - авиаконструктор

Мои самолёты:

Аккорд‑Прототип:

Accord-prototype airplane

Я сделал этот самолёт, когда был Главным Конструктором ОКБ "Аккорд". Собственно, это КБ и было создано для создания и дальнейшего производства "Аккорда". И назывался он просто "Аккорд", а "прототипом" - это его уже после обозвали, в "Jane's All the World's Aircraft", чтобы отличить от появившегося потом 201-го.

Было это в конце 80-х и начале 90-х, когда все надеялись на грядущий рост спроса на самолёты этого класса, по причине устаревания и прихода в негодность существующего буржуйского легкомоторного парка. Не всем этим радужным прогнозам суждено было сбыться, и старенькие двадцати- и тридцатилетние Цессны и Пайперы всё так же хорошо летают и по сей день радуют своих хозяев. Ну да ладно, теперь про сам самолёт.

Многоцелевой самолёт-амфибия с подъёмными поплавками и с возможностью взлёта и посадки на неподготовленных ВПП. Для обеспечения амфибийности поплавки поднимаются вбок и вверх, открывая колёса неубираемого шасси. По внешнему виду и компоновке очень напоминал мой дипломный проект, который я сделал в ОСКЬЭС МАИ под руководством К.М.Жидовецкого, начальника ОСКБЭС.

Главной ошибкой в проекте "Аккорд" оказалась ставка на отечественные роторно-поршневые двигатели, только ещё находящиеся в разработке, ВАЗ-4133А. Это мотор, который ВАЗ раньше ставил на машины ГАИ. Пермские мотористы решили снабдить его редуктором и адаптировать к авиационному использованию. Тогда мы ещё по привычке верили в обещания отечественных производителей сделать что-то хорошее (так же, кстати, как и в обещания банков и правительств), и самолёт рассчитали на те 160 л.с., которые пророчили мотористы. Ну какой же отстой они прислали в конце концов! Меньше 100 л.с. на выходе, при этом остальные 60, скорее всего, уходят в тепло, и никаких радиаторов не хватает. Зажигание почти не работает. Отказы каждые 15 минут работы. В результате два года угроблено на войну с неисправностями двигателей.

Тем не менее, самолёт в конце концов много налетал и на них. Правда, с частыми вынужденными посадками с отказавшим. Торчащий сверху радиатор - это выход из безвыходного положения. Это даже не просто радиатор, это два, один за другим. "Аккорд" летал до Москвы и обратно, правда в полёте как-то на моторе лопнул стяжной болт, и вылетело почти всё масло, еле доползли до ВПП.

Самолёт участвовал на Moscow Air Show 91,93, 95. Пилот Михаил Никифоров выполнял на нём довольно захватывающий пилотаж с пассажирами на борту. Самолёт включен в издание "Jane's All the World's Aircraft" (издаётся в Великобритании).

Но мучениям с отечественными моторами когда-нибудь должен был наступить конец. В конце концов найдены средства на Teledyne Continental Motors IO360ES (тогда единственный поршневой двигатель, сертифицированный в России), и самолёт был основательно модифицирован в "Аккорд-201".

Картинки с полётов "Аккорда"
Чертежи общего вида "Аккорда-Прототипа"
Видеозаписи полётов "Аккорда-прототипа"

Аккорд-201

Accord-201 airplane Accord-201 airplane

Первоначально намечалась доработка 5-местного "Аккорда" под новые двигатели "Teledyne Continental Motors IO 360 ES" (210 л.с. каждый). Но эти двигатели для старого "Аккорда" были, мягко говоря, великоваты, и при его пассажировместимости получалась не слишком хорошая экономика полёта. Менее мощных двигателей, сертифицированых в России, тогда не было, Необходимо было увеличить полезную нагрузку, а поскольку объём кабины уже не позволял, то речь пошла о перекомпоновке всего самолёта.

В результате вышел "Аккорд-201". Пассажирскую кабину несколько расширили сзади и снизу, в результата удалось поставить два дополнительных пассажирских кресла туда, где раньше был багажник, и ещё осталось достаточно много места позади них. В процессе его проектирования были учтены и исправлены некоторые конструктивные неувязки, обнаруженные на Аккорде-прототипе, и применены более оптимальные параметры конструкции. Кроме этого, раз уж всё равно приходилось пределывать, была значительно упрощена и удешевлена конструкция. Крылья без сужения и использование плоских панелей и поверхностей одинарной кривизны на большей части обшивки значительно упростили изготовление и сборку, и планер самолёта, при увеличении пассажировместимости, практически оказался дешевле предшественника, при возможности сборки в малооборудованных мастерских.

Картинки с полётов «Аккорда-201»
Чертежи общего вида «Аккорда-201»
Видеозаписи полётов «Аккорда-201»

На этом авиационную карьеру пришлось временно прервать, т.к. к руководству компании пришли нечистые на руку люди, и к моменту завершения сборки Аккорда-201 зарплату не платили уже три года. Переучился и ушёл до лучших времён в компьютерный бизнес. Вернусь к самолетам попозже ...

Приколёт "Смайл"

Летающая тарелка

Радиоуправляемый самолёт в виде летающей тарелки со смайлом на брюхе, предназначенный для аэрошоу. Первый полёт - 23 апреля 2007 г.

Сначала было желание построить самолет в натуральную величину, но в связи с хроническим недостатком финансов для начала обошелся моделью.

Однако выяснилось, что модель для этих целей даже более практична - дешева, не требует бюрократии с многочисленными сертификациями, взлетает и садится где угодно даже в городе, зрителями воспринимается нисколько не хуже, чем настоящий самолёт, выполняет намного больше фигур высшего пилотажа и т.д. За годы эксплуатации участвовала более чем в сотне аэрошоу, выполняя высший пилотаж, а также буксируя за собой флаги и объекты по размеру в 10 раз больше самого самолета.

В общем, мечта строить большой самолёт рассосалась сама собой :)))


Мои проекты:

Проект «Мгла»:

Этот самолёт предназначался и оптимизировался для перевозки грузов и пассажиров вдоль морских побережий России.

В момент разработки проекта пассажирские суда, которые осуществляли перевозки ранее, были уже давно проданы из-за отсутствия средств и из-за их больших накладных расходов, и ситуация с перевозками в этих районах была близка к катастрофической. Да и сейчас она, по большому счету, лучше не стала.

Путём поиска компромиссов конструкция этого самолёта была настолько упрощена, при условии безусловного обеспечения надёжности, что его можно сделать на очень небольшие финансовые средства в малооборудованных мастерских. Цена билета на этот самолёт выходит сравнима с ценой билета на теплоход, при значительно большей скорости и комфорте перевозки. При правильной эксплуатации и удачном стечении обстоятельств срок окупаемости самолёта около одного года.

Предполагаемый рынок - 50 машин в России и около 50 в странах Океании.

В 2002 г. проект продан представителям компании Snecma, взявшим его за основу проекта Globe Trottair.


Мои увлечения:


Мои любимые страницы:

Scaled Composites Scaled Composites - Компания Берта Рутана. Самые удачные и необычные самолёты.
Самолеты Сергея Александрова Самолеты Сергея Александрова
ХОХМОДРОМ - лучший литературно-юмористический портал. Самый свежий авторский юмор Сети. ХОХМОДРОМ - лучший литературно-юмористический портал
РАДИОПИЛОТ - авиамодельный портал РАДИОПИЛОТ - авиамодельный портал

Пиши!


Последнее обновление:27.02.2024.

Заходите как-нибудь ещё!


© Евгений Маслов - авиаконструктор
Копирование материалов разрешается только с разрешения автора и со ссылкой на сайт «maslov.su»